Источник: http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=14062
Мама напрокат
№ 1 (462) от 18.01.2010
Наталья СОБОЛЕВА, Алматы
В случае, если ЭКО бессильно, есть другая возможность стать родителями – суррогатное материнство. Однако из-за несовершенства отечественного законодательства этот бизнес стал полукриминальным, и зачастую казахстанцы предпочитают идти в обход закона.
Акушер-гинеколог Людмила Вэн уверена, что суррогатное материнство на самом деле реальный шанс для тех, кто хочет стать родителями и испробовал все варианты. И не стоит верить словам, что ребенок «не ваш», родители у малыша «родные», его лишь выносит другая женщина.
– Никакие они не чужие! Яйцеклетка и сперматозоиды от мамы и папы, а суррогатная мать всего лишь «сейф», который сохранит, выносит и родит ребенка. Грубо, конечно, но иначе не скажешь, – поясняет Людмила Вэн. – И этот «сейф» никоим образом на гены малыша не влияет. Всё, что нужно и не нужно, уже заложили врачи, взяв от родителей. Нельзя отрицать, что дитя связано с суррогатной матерью, они взаимосвязаны физически. Для многих сегодня суррогатное материнство – это реальный шанс стать родителями. А вот для других – это бизнес, приносящий немалый доход. Посредников можно найти в Интернете и через знакомых, да и в самом центре ЭКО. Кстати, цены на услуги варьируются от 10 до 25 тысяч долларов. Но до «мамы» доходит в лучшем случае тысяч пять. Иногда и того меньше.
«Аисты»
По словам посредника, между будущими родителями и суррогатной матерью, назовём её Сауле, такой вот «сейф» для ребенка найти сегодня достаточно сложно:
– Прежде всего наш менталитет играет большую роль, потому что сразу же возникает первая мысль: а что люди подумают, – рассказывает Сауле. – Но в принципе этот барьер преодолим. Прежде чем мы договоримся, будущая мать должна пройти массу обследований. Мы удостоверимся, что она способна выносить малыша. Далее определимся с возрастом: от 21 года до 28 лет. И еще одно, пожалуй, главное условие: у нее должно быть двое-трое родных детей. Тогда мы не рискуем, что она откажется его отдавать – «приёмного».
После того, как все условия выполнены, согласия достигнуты, суррогатную мать перевозят на съемную квартиру, где она будет жить девять месяцев. В течение этого времени ее полностью обеспечивают родители малыша: поликлиника, обследования, питание, одежда, витамины и прочее – за их счет. А мы уже ближе к счастливому моменту договариваемся с персоналом роддома, чтобы всё прошло без сучка без задоринки, ведь роженица сразу же отдает малыша и уходит домой. А из роддома уже выходит настоящая мамочка.
Ищут суррогатных мам не только в Казахстане, но и по странам ближнего зарубежья – Кыргызстане, Узбекистане…
– Для жительниц этих республик предлагаемые деньги – огромные, поэтому они легко соглашаются. Например, с одной мамочкой из Кыргызстана мы договаривались, что за малыша она получит 5000 долларов, но потом выяснилось, что будет двойня, и сумму увеличили вдвое. Кстати, есть у нас и одна суррогатная мать – рожает уже, кажется, четвёртого ребенка и вполне довольна: и квартиру купила, и машину. И если для нее это работа, то для кого-то – счастье стать матерью…
Кстати, как утверждает Сауле, с клиентами проблем у них нет, люди все очень состоятельные. Некоторые таким образом родили двоих, а то и троих детей. Но афишировать это не желают, а после рождения меняют квартиры и круг общения. Боятся, что отразится на детях: всегда найдутся «добрые люди», которые поспешат «открыть глаза» ребенку на правду о его рождении.
Быть или не быть?
В 2004 году в Казахстане вступил в силу Закон «О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления», в котором суррогатное материнство в Казахстане признано законным. Но, к сожалению, «дыр» в этом законе хватает. Например, статьи, касающиеся суррогатного материнства, защищают права родителей, оставляя «матерям» только обязанности. И если она не соблюдает условия договора, его можно расторгнуть даже на восьмом месяце беременности. Кстати, при расторжении договора по инициативе «заказчика» права материнства передаются суррогатной матери. Впрочем, если женщина передумает отдавать выношенного ребенка родителям, ей этого сделать не позволят, потому как одна из статей Закона «О репродуктивных правах человека» предусматривает, что «суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор». Получается, что суррогатное материнство – это не мама напрокат, а рабыня на девять месяцев.
Единого мнения о суррогатном материнстве нет: кто-то называет это торговлей детьми, для кого-то это единственный шанс стать родителями. Во многих европейских странах оно запрещено законом с суровым наказанием. У нас же суррогатное материнство – очень прибыльный бизнес в первую очередь для посредников.